Более тысячи асфальтобетонных заводов страны задействованы в реализации дорожного нацпроекта
Ресурсная обеспеченность дорожных работ и качество используемых материалов ― один из ключевых моментов реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Поэтому проверка асфальтобетонных заводов является важнейшим этапом подготовки к строительному сезону. Специалисты оценивают оснащение лабораторий подрядных организаций, проверяют как общую готовность предприятий к производству смесей, так и нормативную документацию и кадровое обеспечение.
«За три года благодаря нацпроекту в нормативное состояние приведено более 48 тыс. км дорог. Общая площадь укладки дорожного покрытия составила более 400 млн кв. м. Эта цифра соизмерима с площадью 56 тыс. футбольных полей, ― рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко. ― На сегодняшний день в субъектах работает около тысячи асфальтобетонных заводов, производящих материалы для объектов национального проекта «Безопасные качественные дороги». Из них порядка 200 были построены или модернизированы специально для реализации его задач».
Переход на новые асфальтобетонные смеси позволяет получать высококачественный материал, соответствующий современным транспортным нагрузкам и требованиям к дорожному полотну. Важно отметить, что при их изготовлении используются материалы отечественного производства. Асфальтобетонные смеси могут состоять из набора минеральных материалов (щебень, гравий или песок), вяжущего вещества (битум или его модификации), а также специальных добавок (минеральный порошок и прочее). При этом набор компонентов и их характеристики могут различаться в зависимости от типа изготавливаемой асфальтовой смеси.
Так, для асфальтобетона были разработаны новые ГОСТы. По ним работали еще в прошлом году. В том числе, и в Белгородской области.
«Предприятия используют инновационные материалы: адгезионные добавки, композиционный материал «Унирем», стабилизирующую добавку «Нанобит». Сейчас на территории области 35 действующих асфальтобетонных заводов в 14 организациях. Все они готовы выпускать смеси по новым стандартам», ― рассказала заместитель начальника отдела лабораторного контроля Управления дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области Светлана Наволокина.
Еще одно важное условие для бесперебойной работы в новом сезоне ― заготовка инертных материалов: щебня, песка, органических вяжущих. Их объемы также проверяют инспекторы регионального Упрдора.
В Самарской области в 2022 году на объектах нацпроекта планируют уложить около 250 тыс. тонн асфальтобетонного покрытия. Поставку соответствующего новому ГОСТу материала обеспечат 12 установок, расположенных на территории региона. Сейчас на всех предприятиях ведется подготовка к эксплуатации: идут ремонтные мероприятия, планируется заготовка материалов, необходимых для изготовления смеси.
Выпуск асфальтобетона начнется при наступлении благоприятных погодных условий, одновременно со стартом дорожного сезона. По контрактам работы на объектах нацпроекта в Самарской области планируется начать 1 апреля, однако подрядные организации сейчас уже проверяют технику, оборудование асфальтобетонных заводов, аккредитованных лабораторий.
Отметим, в текущем году в регионе на всех объектах нацпроекта дорожное покрытие будет уложено с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА 16, ЩМА 20, асфальтобетона марок А 16 ВН и А 16 ВТ. По итогам 2021 года доля объектов, на которых применили современные материалы в Самарской области, составила 56 % при плановом показателе 10 %.
К проверкам оборудования для изготовления материалов и смесей привлекаются и общественные контролеры. Так, в Чеченской Республике члены региональной проектной группы и Общероссийского народного фронта побывали на заводах двух предприятий, обеспечивающих асфальтобетонной смесью объекты нацпроекта. На одном из производств работают две установки, которые отличаются высокой производительностью и качеством выпускаемой продукции: они выдают по 160 тонн асфальтобетона в час.
На другом предприятии работает одна установка. Здесь обеспечивается непрерывный технологический цикл, состоящий из подачи исходного материала, его нагрева, просушки, просеивания и перемешивания. Мощность производства составляет 140 тонн в час.
Как рассказали представители предприятий, специалисты разрабатывают рецепты асфальтобетонных смесей для работы на объектах нацпроекта. Также продолжается завоз необходимых инертных материалов, чтобы уже в марте заводы могли приступить к работе. Они будут производить асфальтобетон в соответствии с новым ГОСТом Р 58406.2 – 2020.
По словам заместителя министра автомобильных дорог Чеченской Республики Руслана Хусенова, всего на территории субъекта около 10 заводов разных мощностей, и они полностью обеспечивают потребность республики в асфальтобетонной смеси. В этом году в субъекте предстоит выполнить немалый объем работ. Только для объектов нацпроекта общей протяженностью 70,9 км потребуется около 200 тыс. тонн асфальтобетона.
Напомним, всего благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 84 регионах страны к нормативу приведут более 4,7 тыс. объектов. Запланирована укладка порядка 96 млн кв. м верхних слоев дорожной одежды.