Качество и безопасность: регионы внедряют новые дорожные технологии
Использование наилучших технологий и материалов — одна из важнейших задач при реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В ходе дорожных работ в регионах сейчас активно внедряются передовые практики, применяемые на федеральных трассах и уже доказавшие свою результативность.
Природно-климатические условия, особенности ландшафта, интенсивность движения, нагрузка ― все эти факторы влияют на состояние дорожной сети. Для того, чтобы выбрать наиболее подходящий именно для Камчатки состав асфальтобетонной смеси, в регионе работает дорожная лаборатория, оснащенная новейшим оборудованием.
«Мы подбираем идеальный состав для камчатских условий, ― рассказала начальник лаборатории КГКУ «Камчатуправтодор» Надежда Нанзатова. ― Система Superpave предусмотрена именно для использования местных материалов».
Над созданием своего рецепта асфальта трудились и в Курской области: специалисты дорожной лаборатории ОКУ «Комитет автодорог Курской области» при поддержке Общеотраслевого центра компетенций ФАУ «РОСДОРНИИ» в течение нескольких месяцев разработали более 200 проб составов. При составлении смеси, прежде всего, учитывалось качество исходных материалов: физико-механические характеристики щебня, песка, минерального порошка. Выбор битумного вяжущего зависел от климатических условий региона: за основу были взяты средние, минимальные и максимальные температурные показатели воздуха за последние 20 лет.
«Подобранный рецепт отправляется на асфальтобетонный завод, где проходит тестирование, при необходимости вносятся коррективы. В нашем регионе 18 заводов по производству асфальтобетонной смеси и на каждом необходимо произвести фактическую адаптацию состава», — рассказал начальник отдела строительной лаборатории ОКУ «Комитет автодорог Курской области» Андрей Коптев.
Метод объемного проектирования Superpave использовали дорожники при ремонте особенного объекта ― трассы Санкт-Петербург – Морье, которую во всем мире знают как «Дорогу жизни». Во время Великой Отечественной войны это была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. Сегодня автодорога является одним из основных путей сообщения между Всеволожским районом Ленинградской области и Санкт-Петербургом. Она была включена в проект «Улица Победы», приуроченный к 75-летию Великой Победы. Протяженность участка ремонта составила 9 км, специалисты заменили два слоя асфальтобетонного покрытия, при этом для придания ему особой прочности и долговечности использовался асфальт с усиленным щебеночным каркасом.
Новые технологии активно используются в Ставропольском крае ― здесь благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с применением новых технологий отремонтируют почти 14 км трасс и магистралей. Речь идет об использовании стыковочных битумно-полимерных лент: эта технология позволяет исключить появление выбоин на новом дорожном полотне, так как используется в местах соединения при выполнении «холодных» стыков, когда вновь укладываемый асфальт примыкает к ранее уложенному (холодному) асфальтобетону.
Помимо этого, дорожники используют метод холодного ресайклинга, суть которого заключается в измельчении и перемешивании существующего асфальтобетонного покрытия и слоя нижележащего материала с добавлением связующих материалов. В результате получается прочное, однородное дорожное основание, на которое позже укладывается новое асфальтобетонное покрытие.
«Все это позволяет повысить уровень безопасности дорожного движения на дорогах Ставрополья», ― отмечает министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа.
Напомним, в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги утвержден и функционирует Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, в котором содержится более 300 технологий, 162 конструкции, 310 регламентирующих документов дорожной отрасли. Только в прошлом году субъекты РФ заключили 44,9% госконтрактов, предусматривающих применение новых технологий при целевом показателе 2019 года 10%. В текущем году 80% заключенных контрактов на дорожные работы предполагают использование современных технологий и материалов. Всего же благодаря нацпроекту работы пройдут почти на 6 тысячах объектов в 83 субъектах страны.
Мониторинг масштабного реформирования отрасли осуществляет Общеотраслевой центр компетенций, который также оказывает консультационную и методологическую поддержку регионам.